В нашем храме по благословению настоятеля отца Виталия начался лекторий на тему: «Глобальный вызов современности и духовный путь человека», состоящий из трех лекций. В минувшее воскресенье прошла первая лекция: «Христианство как мировоззренческая система в контексте развития цивилизации. Период античности». Ведущий – проректор по науке Хабаровской духовной семинарии Круглов С.С.
В данной лекции была рассмотрена эпоха, в которой христианство зародилось и начинает формироваться как мировоззренческая система.
Рассмотрели ключевое понятие «мировоззрения» как систему взглядов и представлений об устройстве мира во всем его разнообразии, пришли к заключению, что мировоззрение представляет собой не замкнутую и закрытую систему, а наоборот оно является живой стихией, которая меняется. И когда мы говорим о мировоззрении – мы говорим об очень разных вещах, которые могут себя реализовывать в разных условиях.
Основная часть лекции была посвящена главным базовым элементам, выражающих мировоззрение, тесно взаимосвязанных между собой, таких как:
- Космология (это наука, которая отвечает на вопросы, как образовалась Вселенная, из чего она состоит, каким образом развивается и каково её будущее).
- Эсхатология (православное учение о конечных судьбах мираи человека).
- Аксиология (изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности).
- Идеология и социальная архитектура (здесь мировоззренческие установки формируют то, как люди представляют устройство цивилизации).
- Философия, наука, искусство (во всем что человек творит и создает – он выражает свое мировоззрение).
Таким образом, мы сделали вывод о том, что мировоззрение в законченном виде не может быть представлено нигде и никак, так как мировоззрение это совокупность представлений обо всем, что содержится у всех людей. Но мы все-таки попытались представить какие главные общие направления и концепции стояли в глубине этого мировоззрения и как они себя выражали в античности. Например, в языческих концепциях боги - части мира. Христианство же выдвинуло идею о Боге Творце, который не является частью мира, а трансцендентен ему. В языческих концепциях человек появился как ошибка богов или как служебный элемент для обслуживания интересов богов. В христианстве человек — это образ Божий, венец творения, мир создан для человека. В языческих концепциях мир цикличен. В христианстве - мир конечен. В языческих концепциях главное героизм и долг в земной жизни. В христианстве главное - спасение человека для вечной жизни. В язычестве боги нужны для облегчения удовлетворения земных потребностей (побед в войнах, хороших урожаях, успеха в делах), в христианстве впервые появилась концепция личного Бога, а именно что Бог любит человека, каждый конкретный человек важен для Бога, к Богу можно обратиться лично. Именно в античности формируется античное христианство, которое сильно изменится в средние века.
В заключении лекции мы обсудили что же нового христианство принесло в основные базовые элементы, выражающие мировоззрения (космологию, эсхатологию, идеологию и т.д). Некоторые из выводов:
- В человеке действует грех, как поврежденность природы человека, духовная болезнь, но есть и добродетели, приобретение которых помогает человеку в том, чтобы врачевать последствия греха;
- Христианство принесло такую идею нравственности, которая стала золотым правилом этики - поступай с другим человеком так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой;
- Также христианство поставило идею самоценности добра, совершая которое, создаются условия для преумножения добра. Не менее важный вопрос о свободной воле и личной ответственности - в христианстве Бог дает человеку свободу, в т.ч. в том, чтобы грешить. Встать на путь исправления греха человек может только свободно. Но здесь и возникает идея личной ответственности человека за тот выбор, который от совершает.
- Христианство принесло новую идею о том, что все люди равны перед Богом. Это была совершенно новая идея для того времени (Есть только Христос, Он — всё и Он — во всем! так что нет разницы между греком и иудеем, между обрезанным и необрезанным, между варваром и скифом, между рабом и свободным человеком, но Христос — всё и во всём. (Гал 3:11))
- Что касается идеологических конструкций -, то здесь конечно, возникало желание построить Царство Божие на земле. С одной стороны, развивалась идея христианского "коммунизма", хилиазма как царства праведников. Это идея была отвергнута со временем. С другой стороны, получала распространение другая идеологическая конструкция о христианской империи, где есть институт избранничества - благоверных императоров, призванных к тому, чтобы быть гарантом христианских идеалов.
Так, именно в античности формируется античное христианство, которое сильно измениться в средние века.
Лекция произвела хорошее впечатление на слушателей, так как была очень интересна по содержанию. По окончании участники могли задать свои вопросы.