Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать или спасительная сила Божия.

Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать или спасительная сила Божия.

Церковь, сочувствует и отвечает всем существенным потребностям души и тела христианина деятельным пособием или подаянием помощи силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого, Которым всяка душа живится.

Великий пастырь святой Иоанн Кронштадтский

Из всех священных действий, которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют Таинства, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия, духовная, нетварная энергия. Она питает и врачует наше духовное и телесное естество. Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них сообщается христианину определенная благодать, свойственная именно данному Таинству.

В Святой Православной Церкви существует семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Покаяние, Священство (Рукоположение), Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование).

Каждое из этих Таинств имеет свою духовную силу, дает человеку особые духовные дарования, качественно преображает его жизнь:

  1. в Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную.
  2. в Миропомазании получает благодать, духовно возращающую (содействующую духовному росту) и укрепляющую.
  3. в Евхаристии (Причащении) (человек) питается духовно
  4. в Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть от грехов.
  5. в Священстве (Рукоположении) получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств.
  6. в Браке (Венчании) получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей.
  7. в Елеосвящении (Соборовании) врачуется от болезней телесных посредством исцеления от (болезней) духовных.

В Таинствах Бог служит спасению человека, и человек в ответ проникается решимостью служить Богу и людям. Это служение Божие приносит человеку святое, Небесное содержание жизни, чтобы он смог стать причастником таин Царства Божия и понять волю Божию о себе.

В Таинствах Царство Небесное приближается к человеку настолько, что благодатной силой его сообщается высшая мера освящения самым истокам нашего естества через видимые священнодействия. В каждом Таинстве на человека изливается особый дар Божественной благодати.

Каждое Таинство Церкви приобщает человека к Божественной жизни, к миру Божественного Света, и все земное в жизненном явлении Таинства призвано восходить к горнему через священнодействия. И чем выше восхождение земного в Таинстве, тем ближе нисхождение Небесного, ближе они друг к другу, теснее их связь, взаимно проникновеннее они, и тем полнее преображение духовной жизни человека.

Таинство Крещения

Таинство крещения есть священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение в воду, с призванием имени Пресвятой Троицы – Отца, и Сына, и Святого Духа, омывается от всех грехов, рождается духовно и становится членом Церкви.

Таинство крещения установил Господь наш Иисус Христос. Во-первых, Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись в Иордане. Потом, после Своего воскресения Он повелел апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Крещение необходимо каждому, кто хочет спастись. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», – сказал Господь (Ин. 3:5).

С апостольских времен вошло в обычай крестить не только взрослых, но и их детей, с условием, что родители и восприемники (крестные) потом позаботятся о христианском воспитании крещенных детей. Дети, хотя не имеют личных грехов, но рождаются поврежденными первородным грехом Адама и Евы, который к ним перешел по наследству от родителей. Если кто-нибудь умрет до крещения, то первородный грех препятствует ему войти в Царство Небесное. Вот почему родители, заботясь о спасении своих детей, стараются пораньше крестить их.

Так как крещение есть духовное рождение, а рождение человек переживает только однажды, то и таинство крещения над человеком совершается один раз в жизни.

Таинство Миропомазания

Миропомазание есть таинство, в котором новокрещенному подаются дары Святого Духа, направляющие и укрепляющие его в христианской жизни.

Первоначально святые апостолы совершали таинство миропомазания возложением рук. Но так как количество христиан все увеличивалось, а апостолы и их ближайшие ученики не могли возложить руки на всех крещенных, то они начали освящать елей, который давали своим помощникам – пресвитерам (священникам) с тем, чтобы они от их имени помазывали этим елеем новокрещенных и так подавали им благодать Святого Духа. Этот особо освященный елей называется «миром».

Святое миро для таинства Миропомазания приготавливается из оливкового масла с особыми благовонными веществами и освящается патриархом (или, если его нет, епископами) в Великий Четверг на Страстной седмице. Оно раздается во все храмы и хранится в алтарях на престоле.

При совершении таинства святым миром крестообразно мажутся верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, уста, грудь, руки и ноги — с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь».

Таинство Евхаристии (Причащение)

Евхаристия есть Таинство, в котором верующий принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа под видом хлеба и вина. Через это Таинство верующий человек соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Таинство Евхаристии установил Господь Иисус Христос во время Тайной Вечери, накануне Крестных страданий. Евангелие рассказывает, что Господь в Великий Четверг «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал ученикам, говоря: «Приймите, ядите (ешьте): Сие есть Тело Мое, Которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Также взяв чашу и, благодарив, подал им, говоря: Пейте от нее все; ибо Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление (прощение) грехов» (Лк.22:.19-20).

Установив Таинство Евхаристии, Иисус Христос заповедал Своим ученикам: «Так делайте в Мое воспоминание», то есть совершайте это Таинство, помня обо всем, что Я сделал для спасения людей. Согласно заповеди Христовой, с апостольского времени Таинство Евхаристии постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до конца мира.

Богослужение, на котором совершается это Таинство, называется Литургией. Во время Литургии хлеб и вино действием Духа Святого изменяются в истинное Тело и истинную Кровь Христову.

Подробнее о таинство Евхаристии (Причащение)...

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором верующий кается, исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Бога.

Власть прощения грехов апостолы получили от Самого Христа, сказавшего: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите – останутся» (Ин. 20:23). Эта власть затем была передана от апостолов епископам и пресвитерам.

Для получения прощения (разрешения) грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сожаление о сделанных грехах, устное признание их (исповедание) и твердое намерение исправить свою жизнь.

В особых случаях на кающегося налагается «епитимья» (в переводе с греческого – «запрещение»). Обычно епитимья предполагает некоторые лишения, направленные на преодоление греховных привычек, и особенное усердие кающегося к совершению благочестивых дел.

Подробнее о Таинстве покаяния...

Таинство Священства (Рукоположение)

Священство есть Таинство, в котором человек через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

Это таинство совершается только над лицами, которые искренне желают послужить Богу и людям, непорочны в своей личной жизни и прошли нужное обучение.

Есть три степени священства: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Посвящаемый во диакона получает благодать сослужить на богослужениях и помогать священнику. Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать вести верующих ко спасению и совершать богослужения и таинства (кроме рукоположения). Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать управлять Церковью, возглавлять богослужения, совершать все таинства и посвящать других для совершения таинств. Епископы носят полноту апостольской благодати.

Таинство Брака (Венчание)

Брак есть Таинство, в котором при обещании взаимной верности друг другу благословляется супружеский союз жениха и невесты, венчающимся подается благодать Божия для взаимной любви, единодушия, для рождения и христианского воспитания детей.

Брак является единственным Таинством, установленным еще в раю, до грехопадения Адама и Евы. Бог дал благословение первым людям на семейную жизнь, сказав: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28).

Господь не разрешает разводиться (Мф.5:32).

Подробнее о Таинстве брака (Венчании)...

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Елеосвящение есть Таинство, в котором во время помазания больного освященным елеем (маслом) призывается на него благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.

Таинство елеосвящения еще называется Соборованием, потому что для совершения его обычно собираются несколько священников, хотя может совершать его и один священник.

Подробнее о Таинстве елеосвящения (Соборование)...

Подпишитесь на нашу рассылку

Пожалуйста, включите javascript для отправки этой формы

Адрес: 680042, г.Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 167
Тел. прихода: (4212) 22-41-22
Тел. (факс): (4212) 22-50-67