Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать или спасительная сила Божия.

Церковь, сочувствует и отвечает всем существенным потребностям души и тела христианина деятельным пособием или подаянием помощи силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого, Которым всяка душа живится.

Великий пастырь святой Иоанн Кронштадтский

Из всех священных действий, которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют Таинства, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия, духовная, нетварная энергия. Она питает и врачует наше духовное и телесное естество. Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них сообщается христианину определенная благодать, свойственная именно данному Таинству.

В Святой Православной Церкви существует семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Покаяние, Священство (Рукоположение), Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование).

Каждое из этих Таинств имеет свою духовную силу, дает человеку особые духовные дарования, качественно преображает его жизнь:

  1. в Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную.
  2. в Миропомазании получает благодать, духовно возращающую (содействующую духовному росту) и укрепляющую.
  3. в Евхаристии (Причащении) (человек) питается духовно
  4. в Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть от грехов.
  5. в Священстве (Рукоположении) получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств.
  6. в Браке (Венчании) получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей.
  7. в Елеосвящении (Соборовании) врачуется от болезней телесных посредством исцеления от (болезней) духовных.

В Таинствах Бог служит спасению человека, и человек в ответ проникается решимостью служить Богу и людям. Это служение Божие приносит человеку святое, Небесное содержание жизни, чтобы он смог стать причастником таин Царства Божия и понять волю Божию о себе.

В Таинствах Царство Небесное приближается к человеку настолько, что благодатной силой его сообщается высшая мера освящения самым истокам нашего естества через видимые священнодействия. В каждом Таинстве на человека изливается особый дар Божественной благодати.

Каждое Таинство Церкви приобщает человека к Божественной жизни, к миру Божественного Света, и все земное в жизненном явлении Таинства призвано восходить к горнему через священнодействия. И чем выше восхождение земного в Таинстве, тем ближе нисхождение Небесного, ближе они друг к другу, теснее их связь, взаимно проникновеннее они, и тем полнее преображение духовной жизни человека.

Таинство Крещения

Таинство крещения есть священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение в воду, с призванием имени Пресвятой Троицы – Отца, и Сына, и Святого Духа, омывается от всех грехов, рождается духовно и становится членом Церкви.

Таинство крещения установил Господь наш Иисус Христос. Во-первых, Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись в Иордане. Потом, после Своего воскресения Он повелел апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Крещение необходимо каждому, кто хочет спастись. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», – сказал Господь (Ин. 3:5).

С апостольских времен вошло в обычай крестить не только взрослых, но и их детей, с условием, что родители и восприемники (крестные) потом позаботятся о христианском воспитании крещенных детей. Дети, хотя не имеют личных грехов, но рождаются поврежденными первородным грехом Адама и Евы, который к ним перешел по наследству от родителей. Если кто-нибудь умрет до крещения, то первородный грех препятствует ему войти в Царство Небесное. Вот почему родители, заботясь о спасении своих детей, стараются пораньше крестить их.

Так как крещение есть духовное рождение, а рождение человек переживает только однажды, то и таинство крещения над человеком совершается один раз в жизни.

Таинство Миропомазания

Миропомазание есть таинство, в котором новокрещенному подаются дары Святого Духа, направляющие и укрепляющие его в христианской жизни.

Первоначально святые апостолы совершали таинство миропомазания возложением рук. Но так как количество христиан все увеличивалось, а апостолы и их ближайшие ученики не могли возложить руки на всех крещенных, то они начали освящать елей, который давали своим помощникам – пресвитерам (священникам) с тем, чтобы они от их имени помазывали этим елеем новокрещенных и так подавали им благодать Святого Духа. Этот особо освященный елей называется «миром».

Святое миро для таинства Миропомазания приготавливается из оливкового масла с особыми благовонными веществами и освящается патриархом (или, если его нет, епископами) в Великий Четверг на Страстной седмице. Оно раздается во все храмы и хранится в алтарях на престоле.

При совершении таинства святым миром крестообразно мажутся верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, уста, грудь, руки и ноги — с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь».

Таинство Евхаристии (Причащение)

Евхаристия есть Таинство, в котором верующий принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа под видом хлеба и вина. Через это Таинство верующий человек соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Таинство Евхаристии установил Господь Иисус Христос во время Тайной Вечери, накануне Крестных страданий. Евангелие рассказывает, что Господь в Великий Четверг «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал ученикам, говоря: «Приймите, ядите (ешьте): Сие есть Тело Мое, Которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Также взяв чашу и, благодарив, подал им, говоря: Пейте от нее все; ибо Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление (прощение) грехов» (Лк.22:.19-20).

Установив Таинство Евхаристии, Иисус Христос заповедал Своим ученикам: «Так делайте в Мое воспоминание», то есть совершайте это Таинство, помня обо всем, что Я сделал для спасения людей. Согласно заповеди Христовой, с апостольского времени Таинство Евхаристии постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до конца мира.

Богослужение, на котором совершается это Таинство, называется Литургией. Во время Литургии хлеб и вино действием Духа Святого изменяются в истинное Тело и истинную Кровь Христову.

Подробнее о таинство Евхаристии (Причащение)...

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором верующий кается, исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Бога.

Власть прощения грехов апостолы получили от Самого Христа, сказавшего: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите – останутся» (Ин. 20:23). Эта власть затем была передана от апостолов епископам и пресвитерам.

Для получения прощения (разрешения) грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сожаление о сделанных грехах, устное признание их (исповедание) и твердое намерение исправить свою жизнь.

В особых случаях на кающегося налагается «епитимья» (в переводе с греческого – «запрещение»). Обычно епитимья предполагает некоторые лишения, направленные на преодоление греховных привычек, и особенное усердие кающегося к совершению благочестивых дел.

Подробнее о Таинстве покаяния...

Таинство Священства (Рукоположение)

Священство есть Таинство, в котором человек через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

Это таинство совершается только над лицами, которые искренне желают послужить Богу и людям, непорочны в своей личной жизни и прошли нужное обучение.

Есть три степени священства: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Посвящаемый во диакона получает благодать сослужить на богослужениях и помогать священнику. Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать вести верующих ко спасению и совершать богослужения и таинства (кроме рукоположения). Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать управлять Церковью, возглавлять богослужения, совершать все таинства и посвящать других для совершения таинств. Епископы носят полноту апостольской благодати.

Таинство Брака (Венчание)

Брак есть Таинство, в котором при обещании взаимной верности друг другу благословляется супружеский союз жениха и невесты, венчающимся подается благодать Божия для взаимной любви, единодушия, для рождения и христианского воспитания детей.

Брак является единственным Таинством, установленным еще в раю, до грехопадения Адама и Евы. Бог дал благословение первым людям на семейную жизнь, сказав: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28).

Господь не разрешает разводиться (Мф.5:32).

Подробнее о Таинстве брака (Венчании)...

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Елеосвящение есть Таинство, в котором во время помазания больного освященным елеем (маслом) призывается на него благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.

Таинство елеосвящения еще называется Соборованием, потому что для совершения его обычно собираются несколько священников, хотя может совершать его и один священник.

Подробнее о Таинстве елеосвящения (Соборование)...

Подпишитесь на нашу рассылку

Адрес: 680042, г.Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 167
Тел. прихода: (4212) 22-41-22
Тел. (факс): (4212) 22-50-67