В рамках Рождественских чтений 5 ноября в храме прп. Серафима Саровского состоялась историческая лекция на тему «Святость и политика в системе христианского восприятия мира на примере жизнеописания святителя Фотия Константинопольского». Ведущий - преподаватель духовной семинарии Круглов С.С.
На примере жизни Святителя Фотия поговорили о том, как в сознании средневековых христиан политика и святость были категориями, которые определяли в значительной степени отношение к окружающему миру и имели свое место в сознании каждого человека. Как христианство смотрит на эти категории, как себя проявляет, в чем и какие есть особенности этого подхода. Рассмотрели, что же такое политика и святость с точки зрения богословских и социальных наук. Лекция поделилась на 2 части, первая из которых была посвящена понятиям и терминам, вторая - жизни Святителя.
Святитель Фотий, патриарх Константинопольский жил в IX веке, происходил из богатой и знатной семьи не просто благочестивых, а ревностных христиан. Получив прекрасное образование и состоя в родстве с императорским домом, Фотий преподавал науки юному наследнику престола Михаилу, а также будущему просветителю славян равноапостольному Кириллу. Фотий занимал должность первого государственного секретаря в сенате, однако, несмотря на столь высокое положение в обществе, он стремился к иночеству. Но в 857 году по указу императора Михаила он был в течение 6 дней проведен по иерархическим степеням и посвящен во епископа с возведением на патриарший престол. Первосвятитель Фотий противостоял папскому произволу, посягательству на Православную Церковь Востока, за что был предан анафеме папой Николаем I. До конца жизни патриарх Фотий противоборствовал папскому своеволию на Востоке. В 864 году патриарх крестил болгарского князя Бориса, вскоре вся Болгария обратилась к христианству.
В 867 году Василий Македонянин, убив императора Михаила, захватил престол, но патриарх Фотий не допустил его до приобщения Святых Христовых Таин, обличив в убийстве. За это он был смещен с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу, усилиями папских легатов святитель был послан в заточение на 7 лет.
В 879 году был созван Собор, многими отцами Церкви называемый Восьмым Вселенским, на котором патриарх Фотий был восстановлен законным пастырем Церкви. Собор признал неприкосновенность Никейско-Цареградского Символа веры, отвергнув латинское искажение, признал независимость и равенство Западной и Восточной Церквей.
Противники патриарха Фотия не оставили своих целей убрать его с патриаршего престола. При императоре Льве в 886 году они обвинили первосвятителя в заговоре против императора, за что он был сослан в Армонийский монастырь, где в 891 году скончался.
Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника Православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры.
https://hramserafim.ru/news/rozhdestvenskie-chteniya-svyatost-i-politika-v-sisteme-khristianskogo-mirovospriyatiya#sigProId3a17956b59